Эволюция продаж. От потоков лжи к реальным свойствам Продукта. Часть 7

Симметричный и асимметричный ответ

Понятие о симметричном и асимметричном ответе появилось во времена холодной войны.

Впервые этот термин применил Михаил Горбачев после публикации США информации о Стратегической Оборонной Инициативе. Сегодня этот термин используется для обозначения нестандартного, оригинального ответа на действия оппонента.

(wikipedia)

Один из живых примеров асимметричного ответа иллюстрирует случай из эпохи космического противостояния СССР и США, когда выяснилось, что в космосе делать записи шариковыми и чернильными ручками из за невесомости практически невозможно.

Для того, чтобы справиться с этой проблемой, американцы изобретали и тестировали замысловатые конструкции чернильных и шариковых ручек.

Советские космонавты в это время пользовались исторически проверенными карандашами.

Асимметричный ответ позволяет сохранить силы для обороны и атаки.

Асимметричный ответ позволяет концентрировать ограниченные силы в нужное время и нужном месте и делает возможными успешные действия против превосходящих сил противника.

Симметричный ответ втягивает Вас в своеобразную войну на истощение ресурсов, навязанную коллегами по рынку.

Несмотря на это, эффективные конкурентные стратегии не отрицают симметричных ответов, ведь при симметричном ответе тратите ресурсы не только Вы.

Противник также теряет силы, и залогом победы станет размер накопленных запасов или динамика их привлечения извне.

В современном открытом информационном обществе, как правило, нет никаких проблем в том, чтобы найти асимметричный ответ.

Возможно, что после подобных удачных действий и был рожден мем "все гениальное просто".

Асимметричный ответ может состоять в оборонительных и наступательных действиях.

Ниже постараемся выбрать, что для Вас предпочтительнее в долгосрочной перспективе.

Конкуренция. Оборона или Атака?

В бою нельзя победить, обороняясь. Рано или поздно противник, владея инициативой, находит слабое место и наносит решающий удар.

Главное преимущество инициативы на поле боя состоит в том, что нападающий имеет возможность приостановить атакующие действия для отдыха, перегруппировки сил, осознания удач и ошибок.

Ответные атакующие действия не дают оппоненту такой возможности, приходится координировать свои оборонительные действия и расходовать на их осуществление ресурсы, так необходимые в атаке.

Представьте себе боксеров, один из которых только наносит удары, а другой лишь защищается, не нанося ударов в ответ.

Несмотря на то, что атакующий в этой ситуации затрачивает значительно больше сил, у него есть возможность отступить и воспользоваться временем для их восстановления.

Если атакующий анализирует свои ошибки и меняет стратегию и тактику, в обороне конкурента найдется слабое место, куда можно направить оставшиеся в распоряжении нападающего силы, и эта концентрация рано или поздно принесет победу.

Конкурентное взаимодействие в бизнесе, несмотря на внешнюю схожесть с поединком боксеров, имеет ряд принципиальных отличий:

В реальном бизнесе нет весовых категорий, спортивных разрядов и ограничения боя по времени.

Выходя на ринг, не стоит ждать того, что в противоположном углу окажется примерно равный Вам по квалификации, весу, возрасту, скорости реакции и выносливости противник.

Но самым главным фактором является время, ведь в конкурентном бою не дождешься гонга или остановки боя арбитром.

В условиях отсутствия ограничения боя по времени, конкурентная война может быть прекращена лишь по инициативе атакующей стороны, а потому по сути является борьбой на истощение ресурсов.

Побеждает тот, кто получает доступ к большим ресурсам и расходует их меньше.

Если противники копируют действия, работают симметрично, победит тот, у кого больше сил.

Слабая сторона может лишь дождаться гонга и не проиграть.

Но в бизнесе сигнала к прекращению боя нет и не будет, а потому слабая сторона должна действовать асимметрично, находя оборонительные и атакующие решения, позволяющие концентрировать скудные по сравнению с оппонентом ресурсы в нужном месте и в нужное время.

О том, как можно использовать принцип концентрации для получения конкурентных преимуществ, читайте после «Краткой выжимки из философских аспектов».

А мы переходим к подведению наших философских итогов.




See also: